Участники Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) разработали совместно c негосударственными пенсионными фондами ряд мер по улучшению и дальнейшему развитию пенсионной системы России. Нам бы хотелось подчеркнуть особую важность и значимость некоторых из них.
Как вы помните, в прошлом году рынок весьма остро отреагировал на ситуацию с неправомерными действиями агентов некоторых фондов. Наши коллеги поддерживают мнение, что во избежание повторения подобных фактов, нужно принять ряд дополнений в имеющиеся уже законодательные акты и регламенты. Во-первых, это защитит права граждан, и, во-вторых, поможет более эффективно бороться с мошенническими действиями со стороны агентов.
Какие решения могут быть эффективны в существующей ситуации?
Первое решение: застрахованных лиц необходимо переводить в выбранный ими НПФ в течение трех месяцев с даты поступления заявления в ПФР. Эта мера позволит гражданину реализовать законное право выбрать раз в год управляющего, а также существенно снизить количество «перепродаж» клиентов агентами. Отличие от существующего порядка в том, что гражданин будет переводиться по первому заявлению, а не по последнему, как сейчас.
Второе решение: для тех фондов, которые активно используют в своей работе услуги агентов, было бы целесообразно допустить их к исполнению трансферагентских функций от имени фондов. В этом случае НПФ берут на себя ответственность за действия своих агентов.
Третье решение: реализация положения, по которому у гражданина будет возможность в одностороннем порядке расторгнуть договор об ОПС без подписания заявления о переходе в другой фонд. Для этого нужно будет только подать заявку в фонд, с которым расторгается договор. Тогда пенсионные накопления гражданина будут автоматически переводиться в ПФР, а администрировать процесс будет НПФ.
Четвертое решение: мы предлагаем установить критерии недобросовестности фондов. Одним из критериев может служить процент неурегулированных письменных жалоб как направленных непосредственно в НПФ, так и переданных в Пенсионный фонд России. Мы считаем, что такая оценка простимулирует фонды более эффективно работать со своими клиентами и с вниманием относиться к возникающим проблемам.